Краткая история чая в Китае

(Данный материал составлен на основе книги "История чая и человека" Ван Сюйфэн)

 

"Чай - это напиток открытый Шэнь Нуном" (из какнона Лу Юя)

 

В царствах Шу и Ба в эпохи Чуньцю и Чжаньго (770 г. до н.э - 220 г. н.э) стало развиваться производство чая, а чайная культура обрела свой облик.

Первое упоминание о чае в литературе датируется 59 н. до н.э.в "Договоре со слугой".

 

Династия ХАНЬ (206-220 г до н.э.) чай как ели, так и пили. "В княжестве Ба народ собирает листья и делает из них лепешки. Основу изготавливает из грубых листьев, а потом добавляет в нее густую рисовую муку. Если же хотят приготовить напиток, то сначала обжаривают листья до красного цвета, толкут в фарфоровой посуде, заливают кипятком, затем варят получившийся чай с рисовой кашей, луком, имбирем, мандаринами и употребляют в пишу." (из словаря "Гуанья")

 

Чай становится незаменимым спутником буддийских монахов. "Чай и Чань - одного вкуса".
В даосизме чай также занимал особое место: напиток поддерживал здоровье, помогал совершенствовать нравственность, поэтому считали, что он делает людей подобными богам. Чаепитие превратилось в обязательное условие следования Дао.

В этот период чай был очень связан с духовностью.  Конфуцианцы пили чай, упражняясь в сдержанности.

 

Самый древний вид чая считается белый. Ведь именно так готовили первые чайные почки и листья - просто сушили на солнце или в тени. 

Династия ТАН (618-907 г н.э) - Варка чая на огне. Прессованный чай.

 

733-804 г. - Лу Юй. Написание "Чайного канона" Там он описывает 23 чайные принадлежности, в том числе упоминается уже и ситечко.Интересно, что пришло ситечко в чаепитие из буддизма, так как это был обязательный предмет у монахов.

 

Первая картина, посвященная чаю "Сяо И хитростью выманивает свиток "Предисловие из Павильона Орхидей" художника Янь Либэня.

 

В "Записках о заваривании чая" вся вода Поднебесной делилась на 20 рангов, говорят, что это деление принадлежит Лу Юю. И самая вкусная считалась вода на горе Лушань, а самое последнее место занимала талая вода. Хотя в древности ее любили. И считалось, что талая вода с прошлого года лучше, чем нынешнего года. Вода из водопадов считалась подходящей только дял изготовления алкогольных напитков, так как в ней очень сильная энергия. Хорошая вода должна быть мягкой, легкой и сладкой.

 

В этот период чай являл собой нечно возвышенное. Начало процветания чая.


В 804 г. ЧАн Гуй изготовил чайную пасту, кслава о которой потрясла все земли Цзяннани.

 

После 7 века появляется специальная чайная посуда, отделяясь от основной посуды. Под чашки появляются блюдца. Основные предметы чайной утвари - большие фарфоровые чайники и фарфоровые пиалы.

 

Появление желтого чая Цзюньшань Инь Чжень.

Династия СУН (960 - 1279 гг) Порошковый чай (начали пить с поздней Тан и до самой Мин, т.е. пять династий)


"Трактат о чае" написан императором Хуэй Цзуном (Чжао Цзи).
"Чай это продукт, который наполнен прелестью плантаций... он содержит дух горных рек, он вымывает из человеческого тела все нечистое и способен подарить ясность ума, но об этих его достоинствах сыновьям заурядных людей неведомо..".

 

"Встреча мастеров пера" картина, на которой видно, что в эту эпоху пили порошковый чай.
Приготовление порошкового чая: сначала чайный слиток дробили, потмо пропускали через сито, крошка получалась максимально мелкой. Крошку засыпали в прогретые чашки, заливали кипятком и взбивали венчиком.

 

Появление храма Чжан Сяньгуна (Тинхуэй), которого называли богом чая. И до сих пор чаеводы идут в храм.

 

Чай превращается в национальный напиток, то есть находит вое распространение среди всех слоев населения.Стало появляться очень много чайных, которые не отличаются сильно от тех традиционных, что можно найти в Китае сегодня.

 

Фэньча - искусство рисования на чайной пене находит свой рассвет именно в эту эпоху.

 

Очень популярна черная керамика. Чайники становятся более вытянутыми и узкими, часто изображают в форме тыквы.
 

Династия Юань (1271 – 1368)

 

Носики чайников перемещаются с боковой на переднюю, брюшную часть.

С периода Троецарствия и влпоть до династии Мин, наиболее широко использовался прессованный чай.  
Рассыпной чай тоже существовал, но его почти не пили. Молодые листки срывали, обдавали кипятком и заваривали.
Также готовили маоча - в чай добавляли рис, имбирь, орешки, кунжут, абрикосовые косточки, каштаны и варили эту смесь.

Династия МИН (с 1368 года по 1644) - главную роль стал играть рассыпной чай.


Все началось с императора Чжу Юаньчжана. Он как-то увидел, насколько сложен процесс проиводства прессованного чая, упразднил его и заменил рассыпным. И вот люди стали сначала пить рассыпной свежий чай, а потом появилась технология обжарки чайных почек, которая и осталась до наших дней.


ЮЭЧА - "замачивание чая". Уже готовый чай засыпался в чашку, заливался прямо в чашке кипятком, настаивался и выпивался.

ГУНФУЧА - возникла, совершенствовалась и развивалась в этот период. Это комплесная форма чайной культуры, в которой воедино слились духовные и церемониальные нюансы, искусство заваривания чая, искусство контроля качества чая и его оценка.

 

Ценится белоснежная чайная посуда, появляются и очень ценятся исинские керамические чайники. Появилась гайвань.


Появилось разделение чая на 6 видов: зеленый, белый, желтый, улун, красный и черный.