ФЭНЬЧА - особая форма искусства в чайной культуре

Когда я была на чайном форуме в Китае, одна китаянка привела меня на мастер-класс по рисованию на чайной пене. Я никогда не видела ничего подобного и очень впечатлилась искусством. Порошковый чай взбивался до очень плотной пены, на которой потом надо было успеть быстро нарисовать рисунок. Что-то вроде латтэ арт, только без молока и кофе, а исключительно на пене чая!

Чуть позже я нашла название для этого искусства - фэньча, а в книге "История чая и человека" Ван Сюйвэн целую главу об этом искусстве. И выдержками из нее хочу поделиться.

"Фэньча - это форма искусства,  которая в эпоху двух Сун применялась в технике заваривания чая и имела свои эстетические нормы. Соответствующие литературные и исторические источники показывают, что этим искусством занимались все: от верховного правителя, императора, ученых, сановников и служивого сословия до простого народа и буддийских монахов. Несмотря н ато, что критерии оценки фэньча были едины, вкусы у занимающихся этим искусством развились, и поэтому передаваемое с помощью фэньча настроение они оценивали по-разному.
Начало искусству фэньча было положено еще в эпоху Пяти династий м Десяти Царств....В первые годы правления Северной Сун Тао Гу составил "Сборник новых афоризмов", в разделе о чае он писал: "Чай начал процветать при династии Тан. В наше время есть обычай опускать в чай острие кинжала и водить им так, чтобы разводы пены превратились в какое-то символическое изображение. Птиц и зверей, насекомых и рыб, цветы и травы рисуют на чае искусно, словно картины, но делать это нужно молниеносно, чтобы пена не рассеялась.Эти манипуляции с чаем современники называют чайной забавой." "Чайная забава", о которой повествует Тао Гу, и есть искусство фэньча, его еще называют живописью на воде.

Буддийский монах Фу Цюань, которого часто упоминают в кругах любителей чая, написал: "Пена, которая покрывает чайный отвар - холст для художников, которые рисуют на чае." Фу Цюань родился в Цзиньсян, он умел искуссно разливать чай, добавляя в чайный настой воду, и мог написать на его поверхности стихотворную строку. А если перед ним стояли 4 чаши, он слагал четверостишие, которое проступало на поверхности чая. Для него это был пустяк. Те, кто оставлял пожертвования в храмах, каждый день приходили к нему, чтобы полюбоваться на эти чайные забавы. 
При династии Южная Сун многие стали подражать его мастерству... Что же касается странствующих буддийских монахов, то те заваривали чай, чтобы попасть в дома, продемонстрировтаь там свое умение фэньча и получить за него вознаграждение: к тому времени фэньча уже превратилось в отдельное развлечение.
Знаменитый поэт династии Сун Ян Ваньли в своем стиховторении "В буддийском ските Даньань наблюдаю, как монах занимается фэньча" писал:
Как можно сравнивать искусство фэньча с завариванием чая?
Искусство фэньча требует гораздо большего мастерства.

Старый монах достает родниковую воду и свежий чай, собранный в первый день весны.
При соединении воды и чая на поеверхности чашки
появляется пена, будто бы по волшебству.
А на пене появляется узор, подобный
Одновременно и изящной картине, и умелой скорописи.
Монах наклонил серебряный кувшин
И ловко добавляет воду в чайный настой.
В преклонном возрасте Лу Ю писал: "Желая разгадать свой сон, я гадаю на чае." Здесь под гаданием на чае подразумевается взбивание чая в процессе его распаривания, поэт и сам писал об этом в комментариях: "В тот день мы вместс с сыном Юэ занимались фэньча."