Денис Шумаков о чайном чемпионате

denis«Рискованный проект, который запомнится

«Конкурс чая — это затея, по сути своей противоречащая всей чайной философии, будь эта философия хоть бытовой (с примиряющим «чего спорить, давайте лучше чаю попьем»), хоть высокой (с присущей ей доминантой глубины, почтительности и спокойствия). Человеку, влюбленному в чай, любой соревновательный чайный процесс чужд также, как влюбленному мужчине чужда идея сравнения своей избранницы со всеми женщинами мира (которые, как известно, на стоят одного мизинца на ее левой ноге).

Но влюбленность, как известно, дело немножко непредсказуемое — а нам с чаем жить и работать. И для эффективной с ним работы нужны формальные ориентиры — то есть такие компоненты чайной индустрии и чайной культуры, которые будут понятны для людей, находящихся вне чая и признаваемы людьми, плотно и постоянно с чаем работающими.

В настоящее время у специалистов, работающих с чаем, нет универсального статуса. В России (да и по всему миру) работают неисчислимые чайные мастера, владельцы и сотрудники чайных компаний, чайные консультанты, чайные сомелье и прочие чайные люди, называющие себя иногда совершенно невероятными способами. Однако почти все эти названия — не более чем псевдонимы или прозвища. Чайный мастер — это, конечно, звучит гордо. Пока не начинаешь сравнивать это немного вычурное звучание с каким-либо сухим и четким, типа «победитель конкурса барменов WCC 2012». При таком сравнении чайный мастер сразу начинает походить на самозванца.

Получить формальный статус можно только по результатом формального испытания — и конкурс чая отлично на роль такого испытания подходит.

Но официальные, подтвержденные и признаваемые титулы — это только один результат чайного конкурса, причем результат не самый главный. Гораздо важнее возможность раздавать и получать титулы тот набор социальных факторов, который может появиться благодаря конкурсу.

Конкурс — это эффективнейший способ взбодрить профессиональную среду. В конкурсе будут участвовать. Конкурс будут критиковать. Конкурс будут игнорировать. Конкурс будут обсуждать. Победители конкурса автоматически станут лидерам мнений и, простите за штамп, примером для подрастающего поколения. Если конкурс станет традиционным, то его систематическое проведение станет эффективным сканером чайной культуры и индустрии, периодически (например, раз в год) фиксирующим их состояние и намечающиеся тенденции. И, возможно, единственной ее летописью, способной сохраниться хоть сколько-либо длительное время.

Кроме того, конкурс — это один из первых шагов на долгом пути восстановления в России профессионального чайного образования. Шаг очень маленький, но необходимый — потому что именно конкурс может привлечь наибольшее внимание к United Coffee & Tea Industry Event как к единственной пока масштабной площадке для профессиональных коммуникаций. Важность такой площадки для выстраивания системы чайного образования бесспорна.

И, наконец, самое главное. В чайной культуре есть одна системная проблема — в существующем ее виде она, если можно так выразиться, «гордынеуязвима».

Чайные переживания субъективны — вкус и аромат чая воспринимаются разными людьми по-разному. Даже физиологическое действие чая индивидуально — не говоря уже о психологическом воздействии чаепития. На самом деле, это прекрасно — но эта субъективность является основной для комфортной атомизации чайного сообщества по старинному и проверенному принципу «я так вижу». Замкнуться в своем собственном чайном мирке и допускать в него только «посвященных» (в том числе и за деньги) оказывается гораздо комфортнее, чем сравнивать, соревноваться, учиться, ошибаться и выдавать «на гора» рыночный продукт. Чисто по-человечески такая позиция понятна — каждому хочется иметь свою бамбуковую рощу. Но для сообщества, чайной культуры и чайной индустрии такая атомизация является не то чтобы разрушительной — она является консервирующей. Ее можно использовать для бальзамирования однажды найденных подходов и формулировок, а вот для развития она не годится совершенно.

Чайная культура должная развиваться. Основой ее развития является пересечение сложившихся в России и в мире чайных субкультур. Конкурс может стать одной из точек такого пересечения.

При этом важно понимать, что конкурс именно чая (оценка образцов сухого чая с их завариванием и дегустацией) в России пока смысла не имеет. Помимо чисто технических проблем (невозможность собрать ровный по уровню состав участников, отсутствие гарантий того, что чай, который после конкурса будет продаваться как чемпионский, и тот чай, который реально выставлялся на конкурс, будут идентичны по качеству, и так далее), для «сырьевого» конкурса есть одно принципиальное препятствие.

Конкурс сухого чая — это соревнование производителей, для России пока неактуальный. Наша чайная культура пока является почти исключительно культурой потребительской. Поэтому в России нужно проводить конкурс чая в тех его (чая) формах, которые максимально близки и понятны всем любителям напитка. То есть в форме дегустаций готового к употреблению напитка и оценки чаепитий. И сам такой конкурс должны быть максимально зрелищными и интересными для неподготовленных потребителей.

При этом я, конечно, надеюсь, что когда-либо можно будет организовать и провести конкурс производителей российского чая.»

Денис Шумаков для журнала «Кофе и чай в России»

Запись опубликована в рубрике Статьи с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>