Чайное путешествие по Грузии (часть первая)

Грузия

Солнечный Тбилиси разбудил пением птиц за окнами небольшого отеля, куда мы заселились на границе между ночью и утром. Все было в отеле хорошо, кроме того, что там не было лифта, и нашим чемоданам суждено было посчитать все ступеньки и рухнуть вместе с нами почти замертво.
Новый город всегда вдохновляет, каким бы ты ни был уставшим, все равно открываешь балкон с видом на крыши, делаешь чай и вглядываешься в новый лик города.
Завтракать в Тбилиси стоит в кафе, с хачапури, хенкали, чтобы сразу окунуться в атмосферу города, только надо помнить, что рано в Грузии редкие кафе открываются.
Еще грузины любят кушать большими компаниями, делить блюда, пробовать много, порции большие, поэтому лучше не жадничать, делиться и пробовать все. В большой компании это лучше плучается!
Несмотря на то, что погода была теплая и солнечная в начале мая, забравшись на Джвари, а потом в Мцхету, мы попали в обьятия ветра, который заставил утеплиться и пожалеть, что не взяли с собой побольше одежды. Мцхета требует время для погружения, а потом для дегустации местных ремесел и блюд. День тут можно провести спокойно, но придется поптолкаться в толпах турисотов, от которых можно убежать и насладиться маками и потрясающе красивыми видами.

И как минимум день надо подарить внимание самому Тбилиси, где чаеману надо обязательно посетить музей чая Шота Битацзе, где он покажет вам разнеы чайные коробочки - от самых древних грузинских, до самых современных, напоит вас чаем и там можно купить самый вкусный грузинский чай!

У Шота есть своя экспериментальная плантация, где он выращивает свой уникальный клон фиолетового чая, над которым старается уже много лет, селекционируя свой особый сорт чайного куста. На эту плантацию мы и отправились на следующий день, правда, по дороге мы заехали в Хванчкару, в Озургетти на чайный фествиаль, к чаеводу-любителю Лике участнице чайного чемпионата, и только потом нас ждала вместе с Дато чайная плантация Шота.

(продолжение ниже)

Мне всегда нравится разнообразие в наших путешествиях, когда за 10 дней мы можем ощутить очень широкий спектр удобств и эмоций. В Тбилиси и Батуми мы имели опыт маленьких уютных гостиниц без лифтов, сделав себе зарубки на будущее всегда спрашивать, есть ли лифт (особенно актуально, когда администратор женщина, и мужчин в гостинице нет). Первый шок в Грузии мы испытали, забравшись в местечко Цеси, сначала от нежной туманной красоты этого региона, и гостеприимства хозяев, а потом от отсутствия отопления. На улице было 10 (в горах всегда хоолоднее, да еще и май), и в столетнем доме, куда нас поселили, была примерно такая же температура и сырость. Но нашлись утюги, которыми мы грели простыни и  старые обогреватели, которые согрели нас. И, конечно же, не последнюю роль сыграли теплые обьятия хозяйки, которая очень извинялась и просила простить за неудобство с отоплением. Несмотря на прохладу в мае, место действительно стоит посетить - в солнечную погоду там должно быть тепло и нереально красиво. Именно там нас поили из грузинского настоящего рога, и стол ломился от угощений. Гостя это всегда трогает и долго звучит послевкусием и легким похмельем с утра. Мы пили грузинский красный чай Шота и нам было хорошо и тепло.
В Озургетти (потом все грузины удивлялись, зачем мы туда ездили) мы отправились только за одним - за чаем. Это самое чайное место в Грузии, где и проходил чайный фествиаль, куда съехались чайные фермеры, и я не пеерставала удивляться тому, что мы там видели. Мы купили грузинский лун цзин (отменный по вкусу), нашли даже компанию, которая делает желтый чай (очень понравился всем, кто его пробовал потом). Зеленый чай от Дато это просто сказка. В общем, фермеры, грузинские чайные фермеры нас порадовали от души. Хотя обычный турист, к сожалению, этот чай в магазинах Грузии скорее всего не найдет.  Потому что его немного, его часто скупают сразу мелким оптом, продают за рубеж, в общем, надо знать места.

Так получилось, что я попала в судейство грузинского чайного чемпионата, с легкой руки Дениса Шумакова, и мне посчастливилось попробовать чаи и закуски, которые предлагали на чайной композиции 4 участницы чемпионата. Организаторский чай был грузинский, и организаторская посуда для заваривания были декантор и бокалы. Несмотря на неожиданность подачи и очень сильное обыгрывание темы вина (чаю в Грузии трудно конкурировать с вином), мне понравился этот способ заваривания. Я сейчас вовсю практикую его для заваривания белых чаев, получается изумительно вкусно.
Очень красиво в выступление вплелось грузинское многоголосье, закуски из грузинских продуктов к чаю.

А на следующий день мы поехали в гости к Лике, одной из участниц чемпионата, чтобы пособирать у нее чай, отдохнуть на природе в отличном месте, где время останавливает свой бег.
Надо сказать, что земля у Лики, которая досталась ей в наследство от бабушки, которая сто лет назад начала собирать чай, и потом и выращивать у себя на участке, это настоящее место силы. Тут можно оставиться небольшой компанией и провести несколько дней среди бамбуков, чайных кустов и очень старинном красивом грузинском доме, у которого два сердца - два камина, и на веранде которого так вкусно пьется чай.
После ее плантации, мы отправились на плантацию Дато, который заготавливает отличный зеленый, белый и красные (черные) чаи, которых нам удалось купить и попробовать. Особенно понравился белый чай, сладкий как утренняя роса, насытил объемом зеленый чай, и согрел красный, в котором были овощные красивые ноты, перемешанные с медовой сладостью. Там же, на его плантации мы встретили охотящихся за чаем чехов и немцев, которые готовы были скупать этот чудесный чай и "бочками" грузить в свои страны. (продолжение после фото)

Батуми. Город дверей в другие измерения. Тут есть дверь в Турцию. Заходишь в арку и все - ты попал в турецкий квартал, где турецкие лавки, магазины, кафе и гостиницы, на улицах тут мерно пьют чай в бардаках и точат ножи как на улочках Стамбула. Тут есть двери в советское прошлое, и пост-советское, хайтековская набережная уносит вообще за океан, город играет с масштабами и эпохами. И только море остается как всегда - Черным. По утрам на набережной можно встретить много занимающихся спортом. Мы выходили с палочками, и навстерчу нам бежали, шагали, вышагивали в спортивных вещах мужчины и женщины самых разных возрастов, наверное, не до конца осознавая свое счастье жить у моря.
В Батуми надо обязательно сходить в краеведческий музей, там расскажут о страницах истории, а чайным людям инетерсно будет узнать о китайце, которого считают основателем чайной культуры Грузии - Лао Чжан Чжоу. С ним обязателньо стоит сфотографироваться. И, если вам повезет, то какой-нибудь старый опытный таксист отвезет вас на берег моря, где стоит старый, разрушенный дом, где жил известный китаец, но который совсем не нужен городским властям.
В Батуми можно просто ходить по улочкам, лучше с экскурсоводом, заглядывая по пути в винные погреба и пробуя столовое вино, покупая масло из виноградных косточек и чурчхелу, вкусную и орехово-сладкую.
Вечером стоит помедитировать на статуи Нино и Али, которые сходятся и расходятся в вечном танце любви.А также на поющие фонтаны, переливающие цвета и волшебную воду Батуми по душам зачарованных туристов.
Здесь есть все, для того, чтобы найти свою дверь в свой мир Грузии.

Чайное путешествие. Май 2019.
Хотите отправиться в путешествие за чаем и впечатлениями? Пишите нам в чайную студию!